Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития рыночных отношений подчеркивает финансовое положение организаций. В этих условиях влияние внутренних и внешних факторов становится одним из основных ключевых моментов, определяющих экономический рост и стабильность хозяйствующих субъектов.
Налоги являются важным звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникла одновременно с появлением государства. Роль налогообложения в системе экономического развития организаций и предприятий постоянно растет и поэтому является одним из важнейших факторов стабильного функционирования организации. В налоговых отчетах организации должны занять наиболее активную позицию в рыночной экономике. Но, тем не менее, ясно, что невозможно сформировать систему налогообложения на уровне хозяйствующих субъектов, поэтому ключевой задачей налоговой политики организации является адаптация к изменяющимся налоговым условиям. Именно поэтому теоретические разработки и их практическая реализация в этом направлении становятся сегодня особенно важными при рассмотрении финансового положения предприятия. От правильно построенной налоговой системы зависит эффективное функционирование всей организации. На сегодняшний день единого подхода к оценке влияния налогового бремени на финансовое состояние организации не сформировано, а события, которые существуют в этой сфере, требуют более тщательного исследования с учетом быстро меняющейся внешней среды.
Анализ различных литературных источников свидетельствует о достаточном формировании теоретических аспектов при оценке финансовых результатов организаций. Этому вопросу посвящены многие работы ряда зарубежных ученых. Огромное внимание данной теме также было уделено в работах отечественных ученых-экономистов таких, как Барулин С.В. Арзуманова Т.И, Сергеев И.В, Мордухович А.Г., Павлова Л.П., Бабаев Ю.А. и многие другие.
Целью курсовой работы определен анализ организации ведения налогового учета на российских предприятиях (на примере ООО «ТД «Дубровка»). Для ее достижения необходимо решить такие задачи, как:
- исследовать сущность налогообложения предприятий и нормативно-правовая база ее регулирования;
- изучить влияние налогового учета на финансовые результаты деятельности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «ТД Дубровка»;
- провести анализ структуры и динамики налоговых платежей и их влияния на финансовые результаты ООО «ТД Дубровка».
Объектом исследования является ООО «ТД Дубровка». Предмет исследования – налоговый учет ООО «ТД Дубровка».
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам устойчивого развития организаций, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, теории и истории налогообложения, налогового планирования.
В исследовании использовались такие общенаучные методы и приемы, как методы экономического анализа, факторного анализа, экспертный метод, методы группировки, прогнозирования и прочие методы.
1. Теоретические основы налогообложения российских предприятий
1.1 Сущность налогообложения предприятий и нормативно-правовая база ее регулирования
При переходе к рыночной экономике система налогообложения является одним из важнейших рычагов, с помощью которых регулируются финансовые отношения организаций, предприятий с государством. Чтобы решить важнейшие экономические и социальные проблемы, государству нужны финансовые ресурсы, и именно налоговая система предназначена для предоставления этих ресурсов. Государство влияет на экономическое состояние предприятий за счет налогов, льгот и штрафов, которые являются неотъемлемой частью налоговой системы. При этом государство создает равные условия для всех хозяйствующих субъектов.
Экономическая сущность налогов определяется денежными отношениями, складывающимися между юридическими лицами, физическими лицами-с одной стороны, и государством-с другой стороны. Эти отношения сугубо денежные, они объективно обусловлены, их особенно важная общественная цель выражается в мобилизации средств, имеющихся в распоряжении государства. Исходя из этого, налог может рассматриваться как экономическая категория с присущими ей функциями.
В современных условиях количество налогов велико и их структура различна, но при этом для каждого из них определен круг налогоплательщиков и основные элементы. Если элементы налога четко определены-это способствует планированию развития и определению финансового результата предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, особенно важно в рыночных отношениях. Согласно Налоговому кодексу РФ: «налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения ...» [2, пункт 1, статья 17]. В соответствии с данной статьей выделяются следующие элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок расчета налога, порядок и сроки уплаты налога. При необходимости при установлении налога законодательный акт о налогах и сборах может также предоставить налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Как известно, в РФ действует трехуровневая система налогообложения. Это говорит о том, что есть платежи, которые поступают непосредственно в бюджет на местном уровне, а платежи-выше в иерархии. Знать, какие из этих налогов поступают в федеральный бюджет, какие региональные и местные, является необходимостью для того, чтобы соблюдать порядок их уплаты. В соответствии с Налоговым кодексом РФ устанавливаются следующие виды налоговых и налоговых платежей: федеральные, региональные и местные.
Налоговый кодекс также устанавливает специальные налоговые режимы, в которые могут входить федеральные налоги, не указанные в списке федеральных налогов, определяет порядок установления налогов, а также порядок вступления в силу и применения одного из специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут включать конкретные процедуры определения налоговых элементов и освобождения от обязанности платить федеральные, региональные и местные налоги и налоги. С 01 января 2017 года в Налоговый кодекс РФ была внесена новая глава, устанавливающая сбор страховых взносов.
Среди разновидностей налогов и сборов, призванных требовать расчета субъектов хозяйственной деятельности, особое место занимает налог на добавленную стоимость (далее НДС). Специфика данного налога заключается в сложности его правильного расчета, а также в двусмысленности толкования положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, при условии регулярных изменений.
Под налогом на добавленную стоимость понимают изъятие части стоимости товара, работ или услуг, создаваемых на всех этапах производственного процесса, в госбюджет, которые вносятся в реализацию. Под это налогообложение подпадают такие объекты, как доходы от реализации создаваемых производимых работ, услуг, а также стоимость имущественных прав на товары, работы, услуги при их передаче, стоимость строительства и монтажа произведенных работ для собственных нужд, стоимость ввозимых товаров.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, плательщиками НДС являются юридические лица, частные предприниматели, которые зарегистрированы в Налоговом кодексе. Кроме того, к налогоплательщикам такого налога относятся лица, которые перемещают товары и услуги через границу Таможенного союза, но при условии, что таможенное законодательство устанавливает обязательство по уплате [3, ст. 143]. Согласно Налоговому кодексу РФ, существует три варианта налоговых ставок-0%; 10% и 18% [3, ст.]:
- ставка налога 0% облагаются товарами, которые экспортируются на продажу на территорию Российской Федерации, а также логистическими услугами, предоставляемыми в рамках внешней торговли;
- ставка 10% относится к книжной продукции, продуктов питания, продукции, предназначенной для детей или медицинских учреждений;
- ставка налога 18% используется во всех остальных случаях.
Главной особенностью НДС является использование компенсационного механизма. Суть компенсационного механизма заключается в том, что уплачиваемый НДС уменьшает сумму налога, включенную в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг, основных средств и так далее. В этом случае необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, необходимо, чтобы сумма так называемого» въезда " НДС была выделена в счета-фактуры. Следующее условие-приобретенные товары, работы, Услуги и основные средства должны быть учтены и использованы в производственных целях [3, ст. 171].
НДС-единственный федеральный налог, отчетность по которому не растет с января текущего года, и за каждый квартал отдельно, а уплата налога в бюджет производится по 1/3 в последующие три месяца за налоговый период месяца не позднее 25 числа каждого месяца [2, с. 174].
Следующий налог, который мы рассмотрим, - это подоходный налог организаций. Сбор налогов регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ. Этот налог-это налог, который взимается непосредственно с прибыли организации. Прибыль-это прямая разница между финансовыми доходами и затратами (т. е. доходами и расходами).
Доходы-это доходы, которые формируются в результате продажи товаров и услуг, то есть основной деятельности компании. Кроме того, вырученные средства считаются средствами от дополнительных услуг, например, таких как проценты по вкладам, аренда имущества предприятия и некоторые другие. При расчете подоходного налога не учитываются акцизы и НДС.
Затраты - это все внутренние и внешние затраты предприятия, экономически обоснованные и документированные. Оплата персонала, модернизация оборудования, закупка сырья-основные затраты. Нерабочими или неосновными расходами являются, например, арбитражные или судебные расходы, разница в обмене и т. д.
Таким образом, налогооблагаемая база считается налогооблагаемым денежным доходом. В тех случаях, когда по результатам основного годового налогового периода расходы превышают доходы, Налоговая база становится нулевой.
Базовое значение ставки налога устанавливается на уровне 20%. При этом налог рассчитывается по ставке 3%, зачисляемой в федеральный бюджет, и по ставке 17% – в бюджеты субъектов Федерации. Налоговый период-календарный год, либо три, шесть и девять месяцев, либо каждый месяц налогового периода. После того, как периоды выплачиваются авансовые платежи, после окончания налогового периода-сумма налога. Условия оплаты авансовых платежей и депозитного расчета авансовых платежей-не позднее 28 следующего месяца, а декларации и окончательной суммы налога-не позднее 28 марта следующего года.
Налог на имущество организации-это региональный налог на движимое и недвижимое имущество, который устанавливается и вступает в силу в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязательного платежа на месте соответствующего субъекта Российской Федерации [3, ст. 372].
Согласно Налоговому кодексу, налогоплательщиками данного налога признаются организации, имеющие право собственности, признанные под налогообложение в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса [3, ст. 373]. Налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Налоговая база для определенной части недвижимости соответствует кадастровой стоимости с 1 января.
По общим основаниям юридические лица рассчитывают налог на имущество исходя из ставки 2,2%. Регионы имеют право утвердить свои налоговые ставки при условии, что они не превышают 2,2%. Кроме того, субъекты РФ могут ввести дифференцированные ставки, которые зависят от категории плательщика.
Финансовый период устанавливается как календарный год [2, ст. 379], а отчетными периодами являются первый квартал, половина и 9 месяцев. Если расчет налога - кадастровая стоимость, нужно отчитываться ежеквартально. Региональные власти могут принять решение не устанавливать отчетные периоды, поэтому платить налоги и сообщать только один раз в год. В конце года уплачивается налог на имущество, в конце отчетных периодов-авансовые платежи. Условия оплаты также устанавливаются субъектами РФ.
Транспортный налог-это плата, взимаемая с зарегистрированных владельцев транспортных средств.
Земельные участки, облагаются налогом организациям и физическим лицам, во владении которых имеются земельные участки в праве собственности и праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения по земельному налогу является земельный участок, входящий в состав муниципалитета, территория которого предусматривает уплату этого платежа. Налоговая база признает кадастровую стоимость земли, а выплата начисленной суммы должна производиться 1 раз в год. Ставка налога колеблется от 0,3% до 1,5%.
Торговая квота-обязательный фиксированный платеж предпринимателя, работающего в сфере торговли. Согласно Налоговому кодексу, налогоплательщиками признаются коллекторские организации и индивидуальные предприниматели на территории муниципального образования, в связи с чем правовым актом данного муниципального образования указывается сбор с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования [3, ст. 411].
Страховые взносы были введены в действие в 2017 году. Страхователь выплачивает 30% взносов страховых взносов за труд (заработная плата, отпуск и т.д.):
- 2,9% в ФСС;
- 5,1% в ТФОМС;
- 22% ПФР.
Кроме того, работодатель, исходя из направления текущей деятельности, выплачивает взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ставка ставки определяет фонд социального страхования в зависимости от основного вида деятельности организации.
Выше были указаны федеральные, региональные и местные налоги и их краткие характеристики. Но среди бюджетных выплат только налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов. Предпринимательские организации при переводе их в бюджет освобождаются от уплаты большинства федеральных, региональных и местных налогов.
Порядок уплаты налоговых платежей в федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местный бюджет устанавливает обязательство указать в порядке уплаты Бюджетного кодекса классификацию. Этот реквизит дает возможность правильно распределять оплату и распределять деньги в бюджет, на который они были предусмотрены [2, п. 7, ст. 12].
Таким образом, оплата обязательных платежей в бюджет осуществляется путем указания правильного КБК в соответствующем поле платежного приказа. Рассматривая нормативную базу для регулирования налоговой системы, следует отметить, что для всех ветвей законодательства и юридических институтов важно, чтобы налоговые отношения имели конституционное законодательство. Статья 57 Конституции РФ содержит положение, в котором говорится, что «каждый обязан платить юридически установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы». Данная норма является основой формирования принципов и механизмов регулирования налоговых отношений.
В России основным документом, устанавливающим и регулирующим систему налогообложения, а также метод расчета налогов и сборов, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно этому кодексу, устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, осуществляющих базовое и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации.
Акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ также играют важную роль в развитии российской налоговой системы. Часто эти документы могут иметь нормативную ценность, нарушение которой влечет за собой ответственность. Но, тем не менее, их главная задача-объяснить метод вступления закона в силу, некоторые его положения. Указания, письма и пояснения Федеральной налоговой службы являются нормативными и часто посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.
Поэтому налогообложение-это система распределения доходов между государством и юридическими или физическими лицами. А налоги представляют собой обязательные, безвозмездные платежи в бюджет, наложенных с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов. Можно сказать, что налоги обязывают предприятия и физические лица, получающие доход, участвовать в формировании части доходов государственного бюджета. Налоги являются основным инструментом перераспределения, тем самым они призваны устранить сбои, возникающие в распределительной системе, а также стимулировать (или препятствовать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги являются основополагающим элементом финансовой политики государства в современных условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: www.consultant.ru/ (дата просмотра 01.02.2021 года).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года (в ред. Федерального закона от 03.07.2020 года №243-ФЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: www.consultant.ru / (дата просмотра 01.02.2021 года).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 года №117-ФЗ (ред. от 03.04.2017 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: www.consultant.ru/ (дата просмотра 01.02.2021 года).
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 года [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: www.consultant.ru/ (дата просмотра 01.02.2021 года).
5. Аверченков, В.И. Системы организационного управления: учебное пособие/ Аверченков В.И., Ерохин В.В. - Брянск: Брянский государственный технический университет, 2017. – 208 c.
6. Апресова, Н.Г. Налогообложение бизнеса: правовые основы / Н.Г. Апресова, Е.Н. Ефименко. - М.: Проспект, 2019. – 144 c.
7. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2018. – 240 c.
8. Бабаев, Ю.А. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение: Учебно-практическое пособие для вузов / Ю.А. Бабаев. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. – 329 c.
9. Барышникова, Н.А. Экономика организации: Учебное пособие для СПО / Н.А. Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 191 c.
10. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налоговыми рисками резидентов технопарков в сфере высоких технологий: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 167 c.
11. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. – М.: КноРус, 2018. - 488 c.
12. Громова, А.Ю. Оптовая и розничная торговля: бухучет и налогообложение / А.Ю. Громова, И.Н. Пашкин и др. – М.: Дашков и К, 2018. – 272 c.
13. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 175 c.
14. Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 320 c.
15. Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Мешкова Д.А., Топчи Ю.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2019 . — 160 c.
16. Налоговые методы повышения эффективности инвестиционных проектов [Электронный ресурс]: монография / Н.Г. Вишневская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Русайнс, 2019. — 171 c.
17. Элгуд, Т. Эффективное управление налогообложением: Будущее корпоративной налоговой службы / Т. Элгуд. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 334 c.